Особенности обучения детей в центрах ментальной арифметики

Современные подходы обучения детей, в число которых входят центры ментальной арифметики, становятся все популярнее среди нынешних родителей. Однако на эту тему ведутся споры по поводу того, что это – новые прибыльные идеи или реально работающие способы вырастить гениального ребенка? Как ментальная арифметика поможет привить ребёнку интерес к учебе? Буквально с первых дней своей жизни ребенок […]

[Continue reading]

Продолжая тематические занятия с дошкольниками. Посуда.

Продолжая ознакомление детей с миром вещей.

Т. Посуда

Организационная часть – «Ну-ка все, стали в круг» Е. Железнова

Карточки Домана «Посуда» — показ: чашка, тарелка, ложка, сапоги. – что лишнее? Почему? – исключение.

Как назвать одним словом чашку, тарелку, ложку? – обобщение.

Какие предметы посуды Вы ещё знаете? (Дети называют, педагог показывает соответствующие карточки, если таковы есть, а малышам – игрушечную посудку с возможностью ею играть: помещат в чашечки, тарелочки камешки, бусинки по цвету) – понятийный аппарат.

Для детей от 3-х лет: На какие группы можно разделить эту посуду? – Посуда, которой едят (столовые приборы); посуда в которой готовят (столовая утварь); посуда из которой едят; посуда, из которой пьют; посуда, в которой хранят (тара) — классификация.

Малышей просим показать тот или иной предмет посуды – понимание речи.

На следующих занятиях просто даёте детям карточки и задание «Раздели на группы».

Музыкальная пауза – «Мы две чашки берём – бим-бом!» -Е. Железнова

Массаж рук карандашиками.

Работа в листах А-4– найди и раскрась только посуду (на последующих занятиях – др. задания в листах, но с посудой: корректурная проба и др. на внимание, воображение).

Пальчиковая гимнастика «Чайнички, чайнички»

Чайнички, чайнички (ладошками показываем чайник)
на чайничке — крышечка (накрываем кулачёк ладошкой),
в крышечке дырочка (показываем большой и указательный пальчики). 
Из дырочки — пар: ШШШШШ
Музыкальная пауза 

Опыт «Что делает посуда?»: наливаем в чашку воду — что делает чашка? она удерживает воду)) что тогда делает тарелка? ложка? Вилка?
Наливаем воду в сито… «Варим» апелсиновый компот, отделяем фрукт от жидкости. Что делает сито?

Игра-рефлексия «Я …чашка/тарелка и т.д.». Педагог называет предмет посуды, а ребёнок должен его показать. Игра нравится и деткам помладше (они показывают Ваш вариант придуманного образа – конечно. Могут и сами, если могут…), и детям старшим дошкольникам. В игре они проявляют как умение представлять, так и рефлексировать.

Догадались что это? чайник, поднос, ложка и нож)

Прекрасная игра для того, чтобы понять суть предмета, его свойства и функцию. Посуда она какая? Твёрдая (или в меру твёрдая – как бумажный стаканчик), иначе она не сможет удерживать еду и питьё. В зависимости от своей функции, она или высокая, или низкая, или глубокая, или мелкая. Исходя из того, что функция чашки – удерживать жидкость, а блюда – удерживать капельки этой жидкости, стекающей с чашки, как бы вы это на себе показали?

Игры с посудой, опыты и наблюдения:

Сравнение сковороды и кастрюли. Чем похожи? Чем отличаются? (количеством и формой ручек, кастрюля более высокая, нежели сковорода, соответственно, кастрюля более глубокая)

— «приготовить макароны».

В чём готовим в сковороде или в кастрюльке? В чём удобнее и почему? (экспериментируем и так, и иначе, помешивая ложкой: со сковороды макароны «вылетают»!!! а с кастрюли нет!)

— насыпать макароны себе (у каждого есть тарелочка, ложечка, но кастрюлька с макаронами 1 и большая ложка тоже 1). Чем будем насыпать: большой ложкой или маленькой? Какой быстрее? Наблюдаем!

 — «Угощаемся». Чем будем есть? Макароны твёрдые у нас значит вилка в данном случае не поможет. Ложкой. Какой: большой или маленькой? «Пробуем по кабудке» и делаем выводы (оказалось, большой ложкой не так удобно, как маленькой: и тяжело и ротик не для большой ложки).

Музыкальная пауза

Свободные игры

Творческая часть– раскрась чашку, аппликация или что-либо другое.

Для детей от 5-ти лет прекрасный вариант – Усовершенствуй… чашку/ложку. Вот бы такую чашку, которая сама греет вместимое, да ещё и при отсутствии доступа к энергии – аккумуляторам, электросети… (батарейки не в счёт – их менять часто нужно). Думаю. Что это не вопрос для творческих людей. И, возможно, именно такая чашка уже и существует))) Всё, что можно представить…

Итог.

На последующих занятиях – структура та же, игры, исследования, опыты подобные.

На втором занятии игры «Запомни 10 картинок» — Стимульный материал – карточки «Посуда»

На третьем – «Что изменилось?» — начинаем из 5-ти карточек, меняем/заменяем местами 2 из них, ребёнок называет, какие картинки посуды мы поменяли местами.

Игра «Данетка»

Игра «Противоположности»

На третьем занятии — обязательное прочтение сказки К.Чуковский «Федорино горе» с предварительным заданием (узнать, кто «шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу»). Затем, пусть дети отметят, какую посуду они запомнили.

Исследование «Из чего хороша посуда?» — рассматривали, щупали, трогали взвешивали, наливали жидкость в глиняную, стеклянную, деревянную, пластиковую. Попробовали сделать бумажную и тканевую))) Ответ очевиден для взрослых, но не явный для детей.

Исследование «Свойства материалов» — опускали в горячую воду ложки: деревянную, железную и пластиковую. Идеальный вариант пока – железная ложка с пластиковой ручкой (или из особо крепкого и экологичного пластика).

Опыты. Сравнивали чашку и стакан, банку и бутылку (интересные опыты получились «налить воду в чашку и класть/доставать «помидоры-помпоны» из бутылки и банки – практическое сравнение тары с широким горлышком и узким).

Вообще посуда – это такой огромный пласт для исследовательской работы, такое огромное поле для развития творческого мышления!!! 
Если говорят: это была не интересная тема. скорее всего, был неинтересный педагог))) В познании истинном интересно всё! А в открытиях — увлекательно! Всем деткам радости познания и новых открытий мира для себя!

[Continue reading]

Игры с палочками Кюизенера

Мы уже преобрели палочки Кюизенера и активно используем их в своей работе (пока только 2 недели, но каждое занятие палочки Кюизенера или блоки Дёныша присутствуют). Грандиозное по своей полифункциональности пособие.

С ним легко усваиваются математические понятия длины (длинный, короткий, короче, длиннее), умение сравнивать, сопоставлять, устаиваются понятия «такой же», дети знакомятся с понятием и значением числа, числового ряда, математическими действиями сложения (хорошо усваивается состав числа).
Ну, и плюс, этот материал прекрасен для конструирования. А это развитие воображения, пространственного мышления, овладение пространственными понятиями, навыками планирования.
Итак, в настоящее время мы пока знакомились с палочками:
рассматривали,

находили самые коротки и самые длинные,

выстраивали по длине от самой короткой до самой длинной,

сортировали по цвету и сравнивали по длине

придумывали картины и выстраивали целый сюжет.

строили поезд из элементов этого пособия и называли вагоны: какой самый длинный, находили какого цвета первый, третий, а какого — пятый вагоны.
Наш набор палочек был без инструкции. Но, сразу возникло желание создать линейку числового ряда с цифрами соответствующего цвета каждой палочке (по длине: самая короткая — белая — это 1; на 1 см длиннее — розовая — это 2 и т.д.).
Копнув интернет, нашла много идей, наработок. Беру на вооружение и Вам, на заметку)))

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно через игры с палочками Кюизенера у детей возникает понимание того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. Ниже представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели.

 Задание на закрепление эталона цвета.
Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.
Построй два квадрата: один из розовых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).
А вот это задание меня окорило!!! Прекрасная тренировка для старших дошколников! Заполнить фигуры-силуэты.
Задача на развитие количественных представлений.
«Пассажиры и поезд». Детям предлагают построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из  розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ через упражнение: берут белые палочки (это 1 место) и накладывают их на вагончики каждого цвета.  Белая палочка в этом случае будет условной меркой. В ходе беседы детей подводим к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.
Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?
Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.
Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.
 Логические задачи с палочками.
Расположи палочки так, чтобы жёлтая была между синей и фиолетовой, а фиолетовая была бы рядом с белой.
У поезда три вагона: чёрный, красный и жёлтый. Чёрный вагончик стоит внутри, а жёлтый — не первый. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров всего в поезде?
  Покажи какую-нибудь палочку, которая короче жёлтой, но длиннее розовой.
  Назови и покажи все палочки длиннее (короче) … (называется цвет любой палочки).
  Сделай лестницу из красной, зеленой и коричневой палочек. Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
  Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
  Составь одну палочку из желтой и синей так, чтобы желтая была справа (из оранжевой и зеленой так, чтобы оранжевая была левее зеленой; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине;
Второй этап
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
На втором этапе детям можно предложить следующие упражнения.
  Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
  Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Красная палочка — это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
  Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны зеленой. Зеленая палочка — это число «три» (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
  Упражнение в игровой форме «Назови число — найди палочку». Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, красная — два, зеленая — три, коричневая — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
  Упражнение в игровой форме «Найди пару». Варианты:
(i) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
(ii) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
(iii) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
___________________________________________________________________________________
  Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).

  Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). (Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать «запись» действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры и знаки, решает педагог с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития).
  Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:
(i) Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
(ii) Ковер делается из как можно большего числа полос.
(iii) Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
(iv) Ковер составляется из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
(v) К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
(vi) То, что выложено из палочек, «записывается» с помощью карточек с цифрами и знаками.
  Составь поезд из коричневого и желтого вагонов. Замени коричневый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
  Поезд состоит из голубого и вишневого вагонов. Замени голубой вагон зелеными, а вишневый — коричневыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
_______________________________________________________________________________________
  Сколько красных палочек в коричневой, вишневой, оранжевой?
   Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
  Составь оранжевую палочку из одинаковых палочек разными способами.
  Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?\

Скачать методическое пособие «Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера» под редакцией В.П.Новиковой, Л.И. Тихоновой можно по сслыке.

Мне очень нравится пособие — палочки Кюизенера. Сейчас изучаем вместе с детками)

[Continue reading]