Упражнение для семейной психотерапии "Три мешка"

Довольно часто, как это показывает практика, семьи образуются довольно спонтанно. Мало кто из участников союза «мужчина-женщина» выдерживают тот период взаимопознания до свадьбы. 
Все сказки учат: преодолел препятствия (завоевал, добился, дождался) и всё… счастье наступило — свадьба — ПИР НА ВЕСЬ МИР. 
А настоящая жизнь на этом только начинается…
Данное упражнение пришло к нам в ходе нашей практической деятельности как само собой разумеющееся: потребность помочь клиентам — семейным парам понять друг друга и себя в том числе. Научиться быть честным, открытым, готовым понимать и принимать свою вторую половинку всецело, безусловно и быть услышанным, понятым и принятым вторым.
Семейной паре предлагается

поработать над взаимопониманием и пониманием себя в отношениях.

Упражнение «Три мешка» предлагает посмотреть на себя и на партнёра с той позиции, что я с собой вношу в отношения, чего ожидаю, и что могу дать.

Клиентам предлагается нарисовать на листе 3 мешка (каждый) и подписать соответственно:

1.       Что я с собой вношу в отношения.

2.       Чего я ожидаю от партнёра.

3.       Что я могу дать в этих отношениях.

Затем каждый «заполняет» свои мешки – записывает соответственно надписи мешка свои комплексы и убеждения относительно семейных отношений – 1 мешок; ожидания от партнёра – 2 мешок; свои ресурсы, которые пригодятся в отношениях – 3 мешок.

Следующий этап упражнения – Раскрываем свои мешки перед партнёром — клиенты поочерёдно зачитывают свои записи (по 1 мешку разбираем). Обсуждают: уточняют «Если я правильно тебя понимаю, ты хотел/хотела сказать…»; согласовуют, с чем смирятся, с чем нет; говорят, берут ли это в отношения или нет.

Далее: Создание таких же 3 мешков сообща (совместная ревизия убеждений).

Заключительный этап: обсуждение, что нового узнали друг о друге, что в этом упражнении давалось легко, что было более сложно, а что, возможно, вообще не разрешилось. Как это упражнение поможет в будущем семейной жизни пары.

[Continue reading]

Советы по воспитанию гиперактивных детей

Родители испытывают огромные сложности в воспитании гиперактивных детей. Ведь непослушный ребенок в школе и дома вызывает не только дискомфорт у окружающих, но часто и сам сталкивается с проблемами на своём жизненном пути. Разберёмся, помогут ли в решении этой ситуации развивающие методики и специализированные занятия для малышей. Как справиться родителям: современные подходы к воспитанию и обучению детей Для родителей […]

[Continue reading]

Особенности обучения детей в центрах ментальной арифметики

Современные подходы обучения детей, в число которых входят центры ментальной арифметики, становятся все популярнее среди нынешних родителей. Однако на эту тему ведутся споры по поводу того, что это – новые прибыльные идеи или реально работающие способы вырастить гениального ребенка? Как ментальная арифметика поможет привить ребёнку интерес к учебе? Буквально с первых дней своей жизни ребенок […]

[Continue reading]

Тревога, страх. В чём суть и разница.

При подготовке к тренингу «Тревожность и страхи у детей и подростков». Готовила информацию. В статье она подана тезисно, довольно сжато, но, возможно, что-то пригодиться. Для полного её понимания и принятия, стоит больше углубляться. 
Но, сейчас готова поделиться этим наработанным и пропущенным через себя и свою практику материалом.
Содердание
Определения «тревога», «тревожность», «страх».
Различия между тревогой и страхом
Причины тревоги
Причины страха
Как проявляет себя тревожность у детей
Как предупредить появление тревожности и страхов у ребёнка
Коррекция тревожности и страхов 

Трево́га — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение

неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Тревожность – черта характера, проявляющаяся в частой тревоге.

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждёт её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины. Поэтому, чем больше мы воспитываем у ребёнка чувство вины («Как тебе не стыдно?»), тем тревожнее мы его делаем. Правило «золотой середины» никто не отменял. Объяснять почему того или иного не стоит делать ребёнку надо всегда, даже когда ему 15 и нам кажется, что всё  и так понятно. НЕТ! РЕБЁНКУ НЕ ПОНЯТНО!!! ОН ДУМАЕТ НЕ ТАК, КАК МЫ!!! ОН ВОСПРИНИМАЕТ МИР ПО-ДРУГОМУ.

Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх: страх громких звуков, страх загрязнения, страх ошибиться, страх отравиться… и т.д. Развиваются фобии, а с ними и навязчивые действия (часто моет руки, проверяет по 5-10 раз сделанное, сплёвывания…). Но это уже из ряда психозов.

В данном плане у меня возникает такая ассоциация: треовжность — как процесс гноения от занозы, а страх — прорыв гноя. Когда прорвало, знаем что и как лечить.
Чаще страх возникает после неожиданной сильно окрашенной негативными эмоциями  ситуации, которая несёт опасность для жизни живого организма (в данном плане — человека).
А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия че­ловека». Страх врождённая эмоция.
 Большинство авторов (как отечественных, так и зарубежных) склонны рассматривать тревогу как реакцию на неопределённый, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности.

Различия тревоги и страха:

— Страх осознаваем, тревога нет.

— Тревога предшествует страху.

— Тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё.

— Тревога возбуждает нервную систему, а страх парализует.

— Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт.

— Тревога социально обусловленная (воспитанная), страх – биологический инстинкт самосохранения.

Причины тревоги:

1.       Тревожность самих родителей (недоверчивость к миру). Тревога мамы!

2.       Отсутствие единства требований в семье.

3.       Если ребенок испытывает недостаток информации (что-то не договариваем, в чём-то не разобрался… тревожные темы смерти, катастроф – война…, секса)

4.       Авторитарный стиль родительского воспитания в семье (родители, которые твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное — чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел — не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны).

5.       Завышенные требования не по возрасту ребёнка: ранее чтение, когда ребёнок не готов, физические нагрузки на тренировках, которые требуют длительного самоконтроля, а физиология (возраст, темперамент не позволяют).

6.       Болезни ребёнка.

7.       Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался». Или «добрая» бабушка с секретами.

8.       Наши – родительские крики и критика по отношению к ребёнку.

Причины страха:

1.       Негативный, травмирующий опыт.

2.       Богатая фантазия.

Как проявляется тревожность ребёнка:

1.       Сверхактивное поведение (шумят, ведут себя как клоуны). Он пытается привлечь своё внимание БЕЗСОЗНАТЕЛЬНО, чтобы получить поддержку и спокойствие.

2.       Ребёнок раздирает на себе кожу (почёсывается до ран, заусеницы,)

3.       Облизывает или грызёт губы (бывает до покраснений вокруг рта)

4.       Плохой сон (не может уснуть сам, часто просыпается)

5.       Себорея (шелушения волосяного покрова головы.

6.       Навязчивые действия (шмыгает носом, сводит брови или наоборот их поднимает как в удивлении)

7.       Фантастические истории ребёнка о себе

8.       Постоянные просьбы о помощи

9.       Чрезмерное дружелюбие и угодливость

10.   Энурез

11.   Трудности концентрации внимания

О страхах ребёнок говорит (или в меру стыда или чувства вины — не говорит). Не говорит, если не доверяет родителям, если боится их подвести, если его воспитывали «как надо» — «этого нельзя, этого нельзя, а вот это плохо». Ребёнок в любой ситуации берёт вину на себя: мама кричит – я виноват, меня оскорбляют – я виноват, меня побили – я виноват.

Как предупредить появление тревожности и страхов у ребёнка:

Повышать самооценку ребёнка, работать над его уверенностью!

1. Любить своего ребёнка таким, какой он есть: не сравнивать с другими, избегать ярлыков, хвалить за реальные достижения.

2. Интерес к жизни и увлечениям ребёнка – разделять их.

3. Совместное времяпрепровождение с ребёнком.

4. Посильные обязанности ребёнка в семье.

5. Учитывать мнение и пожелания ребёнка при решении совместных семейных вопросов (куда пойти/поехать на выходных – из 3-4 предложенных, что приготовить, что купить).

6. Учить ребёнка осознавать свои чувства и выражать их.

7. Говорить с ребёнком на любые темы, которые его интересуют спокойно и уверенно.

8. Быть самим родителям спокойными.

Всё это вместе формирует уверенность ребёнка в себе.

Коррекция тревожности у детей:

1. Игры в животных или другие игры, в которых ребенок сможет примерить на себя сильный образ. Во время игры полезно будет отмечать сильные стороны ребенка: грозный голос, манеры и т.д.;

2. Инсценируйте сюжеты сказок, в которых главный герой обязательно побеждает. Ребенок должен побыть в роли победителя. Важно закрепить этот образ в сознании ребенка. Эта игра особенно эффективна в случае, если малыш боится строгого учителя.

3. Групповые занятия с другими детьми.

Для преодоления страхов: мы о них говорим, мы их рисуем, мы в них играем. «Непроговоренные страхи живут в семье отравляя жизнь всем, медленно и постепенно» — Светлана Шевченко (практикующий юнгианский психолог г. Запорожье).

 

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в «страшную школу», например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Важно научить ребёнка доверять себе, уметь справляться со своими чувствами и эмоциями. В этом плане хорошо помогают дыхательные упражнения, упражнения на снятие мышечных зажимов, визуализации.

Ещё о детских страха в наших статьях:

[Continue reading]

Как подготовить ребенка к школе. Формирование готовности детей к школе.

Это очень важный и ответственный момент в жизни родителей, чтобы задуматься, как правильно подготовить ребенка к школе. Возраст к обучению в школе? Многие родители, задумываются в каком возрасте отдавать ребенка в школу? В России дети  идут в школу в возрасте от 6,5 до 8 лет. Также нужно учесть фактор, готов … ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

[Continue reading]