Занятие Грамота

Занятия грамоты в дошкольном возрасте — это куда важнейшие занятия, ежели занятия Чтения. Так уж сложилось  всовременном мире, что сначала родители пытаются научить ребёнка буквам, и только отом пониманию речи. Да, эт оабсурд, с позиции дидактики. Но, уж так сложилось. И в этом «сложилось» работает педагог. Теерь наша задача — уравновесить граматическую сторону речи и навык чтения.
По дидактике — сначала понимание ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ,  умение слышать и различать звуки: т-д, з-с, к-г, л-р, умение делать звуковой анализ слова, и только потом знакомство со знаковой системой букв и правильным написанием слов, предложений. Есть такое понятие, как чувство речи. Так вот, оно теряется, если ребёнка учить буквам, а умение разговаривать правильно откладывать.
И вот наши занятия. Мы играем)))
В начале занятия, после традиционного «Ну-ка, все, стали в круг»
Звуковое лото.


— Что мы слышим? Мы слышим звуки.
Плюс, каждое наше уражнение с карточками разростается в…
классификацию (или исключение лишнего), определение основной функции предмета (ТРИЗ педагогика — никак без неё… вот что делает чашка??? Она удерживает жидкость)
Дифференциация «Глассные/соглассные»
Звуки бывают разные, а в речи выделяют гласные и согласные (сразу записываю значки: кружок, 1 и 2 чёрточки). Гласные мы поём свободно, голосом: АААА, ОООО, УУУУУ (от того и гласные), а согласные петь не получается д,т,з, м и т.п.
— Какие гласные звуки вы знаете? Назовите, пожалуйста, а я запишу их с помощью букв.
— Назыайте согласные (записываю). Согласные бывают твёрдые, бывают мягкие. Давайте подберём твёрдому согласному пару — мягкий согласный.
Проговаривают дети, я записываю.
Музыкальная пауза «Тихо-громко»
А теперь поиграем.
Скороговорки:
— Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?
Водовоз вёз воду из водопровода
Игра «Хлопки»
— Теперь, если этот звук будет встречаться в словах, то мы хлопаем, если нет — не хлопаем.
Повторяем ещё 2 раза такую комбинацию игр. Важно обращать внимание на то, какой звук — мягкий или твёрдый, выделяя его в слове (подчёркнутое произношение).
Ваза, медведь, лиса, внук, сова.
У Феофана Метрофаныча три сына Феофаныча.
Фазан, филин, глаза, миф, футбол.
Добры бобры идут в боры.
Бусы, дожди, буквы, собака, дуб.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Павлин, пеликан, петух, пастух. Капириз, кот, краб.
Выучиваем 1 из скороговорок методом пиктограмм (так дети понимают о чём речь и быстрее усваивают скороговорку).
ДА, Объяснять каждое слово скороговорки надо! Проговаривать скороговорку нужно мелденно и понятно для детей. Для дошкольников не рекомендуют принцим скорости: «Расскажи скороговорку быстро». Для дошкольников — разборчивость: «Проговорим внятно». Это связано с их особенностями восприятия звукового строя речи. Многие дети путают звуки Д-Т, З-С, К-Т, Б-Т, так как не слышат РАЗНИЦЫ в звучании.
Музыкальная пауза «Ты похлопай вместе с нами»
Пальчиковая гимнастика
Ходит кошка по ладошке
хочет мышек посчитать
раз, два, три, четыре пять.
Мышки сразу услыхали,
В норку шусть, и убежали.
Работа в листах 
На этом этапе занятия мы или прописываем какую-то букву, или выполняем задания по типу «Раскрасить животных/предметы, которые начинаются с гласных звуков/с мягких (твёрдых) согласных», «Найди место звука в слове: в начале, в середине или в конце» — это будут задания несколько позже… Пока мы это делаем вместе на доске. Позже введу тетрадку.
Музыкальная пауза
Игры
Играем в лото «Он, Она, Оно» — скачать можно по ссылке.

Лото «Что из чего?» в понятии «Кокой предмет: если из резины — резиновый, резиновая, резиновое; если из стекла — стеклянный и т.д.» — игра здесь.
Музыкальная пауза «Автобус»
Совместный рассказ сказки

или
Беседа, составление рассказа по сюжетной картине.


Исправление текста 
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Дополнение текста  
Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ ..
и т.п. задания.

И многие другие задания на развитие граматических навыков. Хорошая подборка таковых здесь: 

а потом просто игры!


[Continue reading]